Главная / развлечения в Азии / Развлечения в Мьянме
Развлечения в Мьянме
Расцвет бирманского танцевального, музыкального и театрального искусства приходится на 18-19 вв. В это время Мьявади Вунджи У Са переработал и подготовил к постановке на сцене сиамские пьесы, У То создал театр марионеток, а Сая Пе Джи и его ученики - новые инструменты для бирманского оркестра.
Музыкальные инструменты. Бирманский оркестр обычно не играет самостоятельно, а аккомпанирует певцам или танцорам. В древности оркестры горных народов (чин, нага) исполняли музыку на ударных инструментах - барабанах и гонгах, а музыканты народа пью делали инструменты из бамбука, кожи, меди и раковин.
Большой барабан бон джи, выдолбленный из ствола дерева длиной до 1 м и обтянутый с торцов бычьей кожей, музыкант носил на шее и играл, ударяя руками с двух сторон.
В XIX в. появился инструмент сайн вайн - набор из 20-23 барабанов разного размера, каждый из которых дает звук определенной высоты. Барабаны подвешиваются по кругу внутри ограды высотой 1 м и диаметром 2 м. Аналогичный ему джи вайн состоит из 18 гонгов. Обязательная при надлежность оркестра - пат ма джи - большой барабан, подвешенный на балке с изображением змея Нага. На двух барабанах поменьше играют помощники главного барабанщика, а рядом располагаются музыканты с цимбалами, литаврами, гобоями и бамбуковыми хлопушками.
Театр марионеток. Считается, что бирманский театр марионеток зародился в XI в. в королевстве Баган, во времена правления короля Аноратхи. Однако первое письменное свидетельство, подтверждающее существование развитой театральной жизни, относится к 1444 г. На каменной плите в одной из пагод города Са-гайна сохранились имена кукловодов и музыкантов, дававших представление для паломников, пришедших ко двору короля Нарапа-ти, правившего в городе Инца.
Йок тей пве создавался не как развлечение в чистом виде, а как серьезное зрелище. Строгая буддистская мораль запрещала представителям противоположного пола касаться друг друга на публике. Исключений не делалось и для актеров, но для кукол людские правила неписаны. Пьесы театра не столько веселят, сколько поучают. Каждая деталь костюма и устройство сцены тщательно продуманы и соответствуют канону.
Марионетка по-бирмански называется йоутей-йоу(маленькая фигура). Обычно их высота 60-70 см. Кукловод сам вырезает марионеток, причем для разных персонажей используют строго определенные сорта дерева. Мастер старается изготовить максимально реалистичных актеров. Стандартный набор состоит из 27 фигур. Для управления куклами в древности требовалось до 60 повод ков, но сейчас обходятся 17 веревочками. Обучение сложному искусству длится несколько лет.
Любой классический спектакль начинается с пролога, который называется «Гималаи». В нем, в соответствии с буддистскими космогоническими представлениями, изображается сотворение мира. Основные сюжеты опираются на рассказы о перерождениях Будды и историю распространения буддизма. Кроме пьес на религиозные сюжеты существуют спектакли, навеянные фольклорными мотивами, и представления, похожие на придворные сиамские пьесы.
После спектакля, который обычно длится всю ночь, куклы отправляются спать в два разных ларца. Зачастую ларцы даже стоят в разных помещениях. В правом сундуке живут принц, отшельник, Индра, министр. В левом — обезьяна, лошадь, шут.
Ныне театр марионеток лишь изредка можно увидеть на храмовых праздниках или деревенских ярмарках. Большей частью представления устраиваются специально для туристов.
|