Главная / достопримечательности Азии / Храм Ангкорват
Храм Ангкорват
Храм Ангкорват (город-храм)
Город-храм построен в юго-восточном углу города-крепости Ясодхарапура и посвящен индуистскому богу Вишну, с которым отождествлялся правитель империи. Самое крупное в мире культовое сооружение занимает вместе с окружающим его крепостным рвом территорию около 200 га (1500 х 1300м).
С западной стороны ров шириной 190 м пересекает каменная дамба (ширина 12 м), по которой дорога ведет к воротам храма.Полагают, что Ангкорват воплощает индуистскую космогоническую модель Вселенной. В центре мироздания находится гора Меру - обитель богов. Меру окружена водами Мирового океана, в котором плавают материки, границы океана - горные хребты и скалистые горы. Внутри горы скрыт фаллос Шивы (лингам) -символ животворящей силы.
Средневековые строители смогли добиться интересного эффекта: чем ближе подходишь к храму, тем значительнее и монументальнее кажется его центральная часть с пятью башнями-святилищами (одна в центре и четыре по краям верхней террасы). Главный фасад обращен на запад, дороги подходят с востока, севера и юга, но с какой бы стороны путник ни приближался, ему всегда видны лишь три башни из пяти. Подобный эффект достигается за счет того, что основание храма не видно: оно приподнято на высоком цоколе из латерита и песчаника (850 х 1000 м), окруженном колоннадой.
Храм представляет собой трехуровневую конструкцию с множеством лестниц и переходов. Центральная башня возвышается над третьим уровнем на 31 м (общая высота — 55 м).
Вдоль каждого уровня проходят галереи. Внутренние галереи первого уровня (их длина — около 600 м) украшены 2-метровыми барельефами с мифологическими сценами и сценами из жизни древних кхмеров. Во времена империи Ангкор паломники могли созерцать лишь эту внутреннюю часть храма. На барельефах галерей второго уровня изображено около двух тысяч апсар.
Рельефы Ангкорвата
При отделке галерей Ангкорвата мастера использовали сюжеты индийских эпических поэм «Рамаяна» и «Махабхарата», созданных в то же время, что «Одиссея» и «Илиада». Эти поэмы до сих пор популярны в Юго-Восточной Азии. Каждая из сцен рельефов выполнена с экспрессией, ярко выраженной в позе и жестах персонажей. Исполненные фигуры создают иллюзию, что все происходит рядом со зрителем, реально. От многочисленных прикосновений барельефы выглядят так, как будто они сделаны из полированного мрамора.
|